Гофрокартон — легкая, недорогая и качественная упаковка для практически всех видов товаров. Отличается высокой прочностью по сравнению с аналогами: так, семислойный материал практически не уступает деревянным доскам. При этом вес готового короба в 5–6 раз меньше, чем у деревянного ящика с крепежами и фурнитурой.
Что такое профиль гофрокартона и как он влияет на характеристики упаковки?
Гофрокартон — многослойный материал, состоит из гладких слоев-лайнеров и волнистых флютингов между ними. Марка материала присваивается в зависимости от количества слоев:
- Д — двухслойный, один лайнер и один флютинг. С оборотной стороны лайнера нет, гофра открытая.
- Т — трехслойный, два лайнера и флютинг. Прочный, с хорошей амортизацией.
- П — пятислойный, три лайнера, два флютинга. Подходит для упаковки техники, хрупких предметов.
- С — семислойный, четыре лайнера, три флютинга. Из него делают упаковку для крупногабаритных товаров.
Два главных показателя качества и характеристик флютинга: высота волны и шаг, расстояние между самыми высокими точками соседних волн. Чаще всего в сечении гофра имеет форму синусоиды, V-образную делают крайне редко. Эту синусоиду и называют профилем.
Виды профилей гофрокартона
- A, или крупный гофр. Высота волны от 4,4 до 5,5 мм, шаг от 8 до 9,5 мм. Большие высокие волны дают хорошую амортизацию, такие коробки можно спокойно штабелировать. Листы часто используются в качестве ложемента, внутреннего наполнителя. Минус: лайнер неидеально гладкий, для печати не подходит.
- B, или точный гофр. Высота 2,2–3,2 мм, шаг 4,5–6,4 мм. Из такого материала делают упаковку сложной формы, она достаточно прочная и жесткая. Низкие волны перекрываются лайнером, можно наносить яркие цветные рисунки. Минус: для штабелирования не рекомендован, амортизация невысокая.
- C — средний гофр. Высота 3,2–4,4 мм, шаг 6,5–8 мм. Универсальный материал, подходит для штабелирования, легкий, устойчивый к повреждениям. Минус: качество печати ниже, чем у B-профиля.
- E — микрогофр. Высота волны 1,1–1,6 мм, шаг 3,2–3,6 мм. Из него легко делать маленькие коробочки, например, для украшений, комплектующих к гаджетам. Принимает любую форму. Минусы: выдерживает небольшой вес, для штабелирования не подходит.
- F — супермикрогофр. Высота 0,75–1 мм, шаг 1,5–3 мм. Применяется обычно в качестве внутреннего слоя в многослойном гофрокартоне. Легкий и прочный, удобен для сложной высечки. Минус: для тяжелых грузов не подходит.
В пятислойном и семислойном гофрокартоне часто смешивают флютинги разных профилей, чтобы усилить прочность или повысить амортизацию. Тогда все они указываются в буквенном обозначении. Например, CEB означает, что между лайнерами находятся средний, микро и точный флютинги. Объединяя разные профили, можно получить суперпрочный материал, который используется не только для упаковки, но и, например, для временных стен или перегородок на строительных объектах.
Требования к гофрокартону прописаны в ГОСТ Р 52901-2007. Если вы планируете продавать продукцию за рубеж, нужно также соответствовать международным стандартам каталога FEFCO.
Как подобрать профиль гофрокартона по типу товара?
Если вы реализуете мебель или другой крупногабаритный товар, можно заказать упаковку из A-профиля. Его высокие волны защищают содержимое от царапин, сколов в пути, дают отличную амортизацию благодаря крупным воздушным «подушкам» между слоями. Кроме этого, такой упаковочный материал подойдет для стекла, керамики и других хрупких изделий.
Для товаров в индивидуальной упаковке, например, одежды, когда короб нужен только для транспортировки или удобного хранения на складе, достаточно профиля B. Низкие мелкие волны не дают эффекта «стиральной доски, коробки удобно маркировать, чтобы их легко было найти в машине или на складе. А это значит, что вашу поставку вряд ли перепутают с другой.
Когда в магазине продаются товары из разных категорий, проще и выгоднее выбрать один упаковочный материал, который подойдет для всего, чтобы вам не приходилось подбирать и искать коробки для каждого экземпляра. Таким станет профиль C, прочный, устойчивый к проколам и порезам, с достаточно гладкой поверхностью. В коробках можно перевозить гаджеты, предметы интерьера, обувь и почти любую другую продукцию, при необходимости добавляют наполнитель.
Небольшие и хрупкие товары, например, гаджеты, посуду из стекла, фарфора и керамики, часы, косметику и парфюмерию часто упаковывают в микрогофрокартон E. Из него делают красивые коробочки сложной формы, на всю лицевую поверхность можно нанести уникальный дизайн. Материал защищает от царапин, света, влаги и ударов, отлично держит форму.
Для маленьких электронных компонентов: чипов, микроконтроллеров, а также мелких ювелирных изделий, запасных частей и фармацевтической продукции — подойдет упаковка из супермикрогофра F. Этот материал защищает от пыли, статического электричества и царапин. Позволяет упорядочить небольшие предметы в коробе, каждую коробочку можно промаркировать, чтобы ни одна не потерялась.
Какие критерии принимаются во внимание при разработке гофротары?
Одни из важнейших — прочность при торцевом сжатии. Именно так чаще всего происходят повреждения при хранении и транспортировке товаров. Прочность при торцевом сжатии зависит от толщины картона. Например, если у трехслойного гофрокартона с профилем B толщина 3 мм, а у аналогичного C — 4 мм, соотношение прочности рассчитывается по формуле:
(Толщина материала В / Толщина материала С) х (Коэффициент гофрирования В / Коэффициент гофрирования С).
Коэффициент гофрирования — отношение длины флютинга (растянутого) к длине лайнера. Если предположить, что в рассматриваемом примере у профиля В коэффициент 2, а у профиля С — 3, то соотношение прочности будет:
(3 / 4) х (2 / 3) = 1 х 0.67 = 0.67 в пользу профиля C.
Но производителю гофротары нужно сделать не только прочную, но и недорогую упаковку, удобную в использовании. Если товары легкие, можно выбрать материал с меньшим показателем прочности. Для тяжелых и гибких предметов, например, пакетов с сухими крупами, подбираются ящики с плотными стенками и дном, так их можно безопасно штабелировать.
Еще один момент: толщина упаковки. Так, семислойный гофрокартон выдерживает вес от 100 кг и более, но занимает много пространства на складе и в транспорте. Чем толще упаковка, тем меньше коробок поместится на один поддон, тем больше будут расходы продавца.